User: [info]el_murid http://el-murid.livejournal.com/445445.html

Затронутая тема общей для всех рамочной идеи на самом деле несамодостаточна. Несмотря на марксово "бытие определяет сознание" и несомненный примат базовой экономической деятельности условия для этой деятельности задаёт этика. Собственно, она и определяет граничные условия всей нашей деятельности.

В своё время в одной из книг Паршева я встретил любопытный пример - никаких технических проблем для переработки человеческих останков после смерти в мясокостную муку не существует - более того, это вполне экономически целесообразное мероприятие. Однако этически такая деятельность неприемлема - что и создаёт затратную и совершенно убыточную деятельность по непродуктивному захоронению.

Говоря иначе - этика создаёт некий перечень табу, которые ограничивают допустимые виды деятельности. Во многом эти запреты исходят из не всегда логичных и очевидных предпосылок. Скажем, все мировые религии крайне жестко относятся к идее абортов, хотя ни одна религия не замечена в излишнем человеколюбии и гуманизме. И католики, и мусульмане, и тибетские ламы не дрогнув устраивали маленькие и не очень маленькие холокостики, если это требовал текущий момент. Но кажущаяся нелогичность на самом деле объясняется весьма просто - можно убить человека, но нельзя убивать шанс. Нерожденный человек может стать алкоголиком, бандитом, убийцей или просто ещё одним никчемным полурастением - а может стать великим воином, ученым, политиком, мастером в профессии, вождем. Всё в руках Божьих - говорят религии, запрещая человеку посредством аборта лишать нерожденного ребенка (и общество) права на этот шанс. И в основе такого запрета - именно этика.

читать дальше